Государственная комиссия Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК) – была образована Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в декабре 1957 года. В ноябре 1985 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР ВПК была преобразована в Государственную комиссию Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. В 1991 году Государственная комиссия Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам была реорганизована в Комиссию Кабинета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, а затем была ликвидирована – в тот период финансирование ОПК фактически велось «по остаточному принципу».
Основными задачами ВПК являлись:
В распоряжении Председателя ВПК как заместителя Председателя Совета Министров СССР были Секретариат, заместители, Научно-технический Совет, а также хорошо тематически и функционально сбалансированный аппарат, состоящий в разные времена из 10–15 отраслевых отделов.
Со времени образования ВПК в 1957 году его последовательно возглавляли Д.Ф.Устинов (1957–1963 гг.), Л.В.Смирнов (1963–1985 гг.), Ю.Д.Маслюков (1985–1988 гг.), И.С.Белоусов (1988–1991 гг.).
Справочно: Постановлением Правительства РФ в 1999 году была образована Комиссия по военно-промышленным вопросам Правительства Российской Федерации. В 2006 году переименована в Военно-промышленную комиссию (председатель – заместитель Председателя Правительства РФ), в задачи которой, в частности, входит формирование проекта Государственного оборонного заказа.
На I-м Всероссийском съезде ВПК (май-июнь 1915 г.) было принято решение о включении в состав ВПК представителей рабочих. Руководители комитетов стремились не только играть роль посредника между промышленностью и правительством, но и создать подконтрольное рабочее движение. При комитетах каждого уровня, включая Центральный, образовывались рабочие группы в составе 10 человек. Предполагалось, что в случае производственных конфликтов Рабочая группа должна была обратиться в бюро Центрального Военно-Промышленного Комитета, члены которого, в свою очередь, вступали в личные переговоры с администрацией заводов. Метод был близок к зубатовскому, только вместо государственных органов давление на предпринимателей оказывал ЦВПК.
Выборы в рабочие группы проходили по двухстепенной системе. В сентябре 1915 г. на 101 предприятии Петрограда 219 036 рабочих избрали 218 выборщиков, которые на первом же собрании(оно состоялось 27 сент.(10 окт.) 1915 г.) в абсолютном большинстве высказались против участия рабочих в работе ЦВПК. Его руководство сразу же публично оповестило о значительных нарушениях процедуры проведения собрания и голосования, в частности, среди пришедших выборщиков были подставные лица. Негативный опыт был учтен при организации рабочих групп в составе региональных военно-промышленных комитетов.
Самую значительную роль в создании группы в Москве сыграл П.П. Рябушинский. Его организационные усилия увенчались заметным успехом. Попытка бойкота со стороны большевиков и их сторонников была сорвана. Оказавшись в меньшинстве(16 чел.), они покинули собрание выборщиков. 15(28) ноября 1915 г. оставшиеся 74 выборщика от рабочих избрали 10 членов Рабочей группы при Московском ВПК. Перед выборами Рябушинский обратился к делегатам с речью, в которой предлагал сотрудничество во имя победы над внешним врагом и недвусмысленно намекал на перспективы судьбоносных изменений на внутреннем фронте.
При активном участии А.И. Коновалова и М.И. Терещенко такая же группа была создана и в Киеве. Организацией выборов в Петрограде - в группы при местном и Центральном комитетах - занимался А.И. Гучков. 29 ноября(12 декабря) 1915 г. они состоялись под его руководством в здании Петроградской губернской земской управы. В столице все прошло не столь гладко и убедительно - из 218 выборщиков явилось 153, а после ухода большевиков, которые категорически протестовали против сотрудничества с буржуазией и народников, которые считали, что таковое может иметь место только лишь после решения Всероссийского рабочего съезда, осталось всего 99 выборщиков. Голосование было закрытым. В результате в Рабочую группу ЦВПК было избрано 10 депутатов и 6 - в Петроградский областной комитет. За исключением трех эсеров в областном комитете, все они были меньшевиками.
Всего Рабочие группы были созданы при 36 областных ВПК. Практически повсюду в руководство ими попали люди, умеренные лишь с точки зрения левых радикалов. Это были представители, по определению Министерства Внутренних дел, «скрытых пораженцев», которые шли в эти организации для создания легальной площадки антиправительственной деятельности. На выборах для представителей пролетариата в Рабочей Группе был сформулирован «Наказ», в котором, в частности, перед ними были поставлены задачи социал-демократической пропаганды и созыва общероссийского рабочего съезда.
Об обороне государства(или даже «страны» не было сказано ни слова). О них говорилось в «Общей политической резолюции»: «Русское безответственное Правительство, приняв участие в этой войне, в то же время вело и продолжает вести беспощадную войну с собственным народом, чем и привело страну на край разгрома. Мы заявляем, что виновником всех бедствий является безответственное Правительство.»
Бюро Рабочей Группы при ЦВПК возглавил слесарь телефонной фабрики Эриксона в Петрограде меньшевик К.А. Гвоздев. За его кандидатуру было подано наибольшее число голосов - 90. Сразу же после выборов он опротестовал их порядок и поставил вопрос о созыве рабочего съезда. С самого начала рабочие, находившиеся под сильным влиянием социал-демократических идей, не испытывали особенного желания сотрудничать с представителями буржуазии. Рабочая Группа независимость от ЦВПК, особый характер собственных задач - «отстаивание наших взглядов на стоящие перед страной задачи и охрану интересов труда».
На заседании 3(16) декабря 1915 г. Гвоздев и его сотрудники объявили себя лишь временными представителями рабочих до созыва съезда, что не помешало им сразу же заявить о своем отношении к войне, как к несправедливой и грабительской. Свое кредо сам Гвоздев изложил в письме на имя Гучкова, опубликованном в издании Рабочей Группы в ответ на призывы главы ЦВПк воздерживаться от забастовок и «…охранять тот «социальный мир», который нам в настоящее время необходим более, чем когда бы то ни было». Гвоздев изложил его по поручению группы: «Но я и мои товарищи по группе считаем необходимым твердо и категорически заявить: ни мира, ни перемирия с руководителями того устаревшего уклада русской жизни, который был всегда враждебен интересам страны и привел ее в настоящее время в катастрофе(конец 1915 г. - А.О.), мы не признаем. Что касается сохранения социального мира между предпринимателями и рабочими, то прежде всего я должен заметить, что трудно говорить о сохранении того, чего нет и не было. Мы, рабочие, всегда были убеждены в том, что установление социального мира возможно лишь при решительном изменении всех общественных условий, что такой мир; мир в полном значении этого слова, возможен лишь тогда, когда исчезнут самые причины классовой противоположности и неравенства.»
Гучков счел необходимым подчеркнуть оборонительный для России характер войны и особые задачи и природу ВПК: «…военно-промышленные комитеты представляют собой не политические, а чисто деловые организации, в которых на общей почве и достижении одной задачи - мощи армии - сошлись люди самых различных политических сфер. И представителей рабочих мы звали и зовем для достижения той же единственно важной цели, которая заслоняет в настоящее время все остальные вопроса и разногласия, а именно, к делу помощи нашей доблестной армии.»
Разногласия между представителями труда и капитала не были длительными. Уже 21 декабря 1915 г.(3 января 1916 г.) на XIII-м заседании ЦВПК Гвоздев заявил о полном сочувствии бюро комитета к предложению о созыве рабочего съезда. Заседание вел Гучков, который полностью поддержал требование Гвоздева, обращенное к ЦВПК - поставить перед правительством вопрос о свободе собраний в стране. Руководителей ВПК не испугали слова представителей Рабочей группы, которую лишили собственной канцелярии, включив ее в состав общей канцелярии, и установив контроль над ее перепиской.
Рабочая Группа ЦВПК играла двойственную роль в производственных конфликтах. Ее представители, среди которых были и осведомители полиции(меньшевик В.М. Абросимов - агент-информатор Петроградского Охранного отделения, работавший под кличкой «Шаров» и получавший по 250 рублей в месяц) пропагандировали идеи «революционного пораженчества», фактически срывая попытки мобилизации и милитаризации русской промышленности.
После II-го съезда ВПК к Рабочей Группе и ЦВПК было привлечено пристальное внимание Министерства внутренних дел. Для Ставки была составлена записка, в которой был дан вполне профессиональный анализ создавшегося в стране положения. Выводы были вполне очевидны - возникал союз либералов и революционеров. 24 апр.(7 мая) 1916 г. по распоряжению начальника штаба Ставки ген.-ад. ген. от инф. М.В. Алексеева 25 экземпляров этой записки были разосланы старшему командному составу армий и штабов фронтов для широкого ознакомления с деятельностью Рабочей Группы ЦВПК, «…в виду противоправительственного характера деятельности упомянутой рабочей группы».
С конца 1916 г. начала активно вмешиваться в противостояние Думы и Правительства. После массовых выступлений рабочих столицы в годовщину событий 9(22) янв. 1917 г., Рабочая группа ЦВПК призвала рабочих к однодневной забастовке в день открытия Думы, 14 февраля. Предполагалось организовать шествие к Таврическому дворцу, а на демонстрации у здания Думы потребовать создания правительства «народного спасения». 3(16) янв. 1917 г. начальник Петроградского гарнизона генерал-лейтенант С.С. Хабалов потребовал поставить под контроль работу Группы. 11(24) янв. 1917 г. К.А. Гвоздев на заседании Бюро ЦВПК заявил о том, что в условиях, предлагаемых властями, Рабочая группа работать не может. В ночь с 26 на 27 янв.(с 8 на 9 февр.) 1917 г. в помещении Рабочей Группы ЦВПК был произведен обыск, и в ту же ночь на своих квартирах было арестовано 10 из 11 ее членов. В ночь на 31 янв.(13 февр.) арестовали последнего из них. После этого ЦВПК, по словам Гучкова, окончательно сделался революционной организацией.
27 февр.(12 марта) освобожденные восставшими из тюрьмы члены Рабочей группы ЦВПК во главе с Гвоздевым оказались во главе толпы, которую они повели к Думе, т.е. к штабу собственных руководителей. Здесь вместе с членами социал-демократической фракции и меньшевиками-оборонцами они создали ядро будущего Петросовета - Временный исполнительный Комитет Совета рабочих депутатов.
Создаваемая либералами для контроля над рабочим движением структура, таким образом, сыграла роль остова будущего орудия их уничтожения.
Заседание Военно-промышленной комиссии / Фото: kremlin.ru
Военно-промышленная комиссия РФ отмечает юбилей. Шестьдесят лет назад, 6 декабря 1957 года, была создана Государственная комиссия Совмина СССР по военно-промышленным вопросам. Портал profiok.com рассказывает о том, почему отсчёт ведётся именно с этой даты, хотя управление оборонной промышленностью в нашей стране начало выстраиваться намного раньше.
До войны: мобилизация любой ценой
Война всегда предполагает особую чёткость и согласованность действий. Не случайно первый орган, управлявший обороной государства в масштабе страны, появился именно во время войны. В 1915 году, во время Первой мировой войны, появилось так называемое Особое совещание по обороне (дословно название звучало так: «Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства»). Этот правительственный орган, куда вошли промышленники и представители органов государственной власти, возглавлял военный министр. Особое совещание по обороне решало вопросы снабжения армии и координировало деятельность промышленных предприятий по производству необходимой продукции. Предприятия, кстати, не всегда были отечественными: существовали специальные российские подразделения в Японии, США и Великобритании, размещавшие заказы у производителей в этих странах. Выражаясь современным языком, Совещание по обороне размещало и управляло исполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ). Существовали также военно-промышленные комитеты – структуры, обеспечивавшие производство необходимых вооружений на частных предприятиях.
После событий 1917 года в управлении промышленностью, в том числе военной, произошёл целый ряд преобразований. После нескольких реорганизаций оборонные предприятия оказались в подчинении Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Собственно, об обороне тогда никто особо не думал: заводы осваивали мирное производство, вооружённые силы сокращались, военные расходы – тем более. Так продолжалось до начала 1930-х годов, пока в воздухе снова не запахло войной.
С 1932 года оборонные предприятия перешли в подчинение Наркомата тяжёлой промышленности, от которого в 1936 году отпочковался Наркомат оборонной промышленности. В 1938 году при Комитете обороны Совнаркома создаётся Военно-промышленная комиссия (ВПК), состоявшая из военного руководства, а также руководителей органов безопасности и промышленности. В состав этой комиссии, например, входили Климент Ворошилов (нарком обороны), Михаил Каганович (нарком оборонной промышленности), Николай Ежов (глава НКВД) и Николай Вознесенский (председатель Госплана). Основной задачей ВПК была подготовка предприятий оборонного и необоронного профиля для выполнения заказов Комитета обороны. Проще говоря, имелась в виду мобилизация всех производств страны для выполнения общей задачи.
ВПК рассматривала мобилизационные заявки, проверяла расчёты, составляла сводный мобилизационный план (сопоставляя его с Госпланом СССР!), распределяла задания между наркоматами СССР и союзных республик, контролировала распределение заказов между конкретными предприятиями и их исполнение, предлагала меры по наращиванию производственных мощностей, обеспечивала распределение рабочей силы (включая инженеров и техников), следила за накоплением и хранением мобилизационных запасов, а также за использованием в производстве различных технических изобретений. Если между различными ведомствами возникали разногласия, окончательное решение было за ВПК.
Во время Великой Отечественной войны руководство оборонным производством взял на себя Государственный комитет обороны.
Послевоенный период: постепенное формирование системы
После окончания Великой Отечественной войны на первый план вышли задачи восстановления народного хозяйства. Поэтому поначалу руководство страны не создавало никакого единого органа по управлению военной промышленностью, а развитием отраслей руководили отдельные отраслевые бюро – по судостроению, авиастроению, машиностроению и так далее.
О восстановлении системного руководства оборонкой заговорили в 1948 году. Одним из инициаторов постановки этого вопроса был Дмитрий Фёдорович Устинов, на тот момент занимавший должность министра вооружений. По его мнению, координацией работы всех отраслей оборонки и созданием новых образцов вооружений и военной техники должен был заниматься единый орган. В результате в 1951 году при президиуме Совмина СССР появилось Бюро по военно-промышленным вопросам, которое занималось снятием и постановкой на вооружение тех или иных видов продукции, планированием научно-исследовательских работ, обсуждало планы военных заказов. Правда, это был совещательный орган: окончательные решения всё равно принимал Совет Министров.
В 1953 году последовал очередной ряд реорганизаций: были ликвидированы отраслевые бюро, а координацией деятельности различных отраслей оборонки занимались заместители председателя Совмина СССР, а также Бюро Совмина.
6 декабря 1957 г. при Президиуме Совета министров СССР была создана Комиссия по военно-промышленным вопросам (ВПК). Этот орган проработал 34 года – вплоть до распада Советского Союза. Сегодня можно сказать, что расцвет советской оборонной промышленности пришёлся именно на период существования ВПК.
Военно-промышленная комиссия координировала работы по созданию новых видов вооружения и военной техники, совместно с Госпланом занималась развитием оборонных отраслей, отвечала за выполнение планов, за повышение технологического уровня производства, за качеством и себестоимостью продукции, участвовала в разработке программ вооружения, предлагала цифры по расходам СССР на разработку и производство вооружений и военной техники. Всё это происходило следующим образом: сначала Комиссия тщательно изучала материалы и готовила государственные решения, а после их принятия – контролировала выполнение.
С течением времени сфера деятельности Комиссии расширялась. С начала 1960-х годов ВПК контролировала формирование и утверждение планов НИОКР по созданию вооружений и военной техники, с конца 1960-х она координировала разработку химического и ядерного оружия, с 1970-х – лазерного оружия и создание так называемых нетрадиционных видов вооружения. Под руководством Военно-промышленной комиссии в СССР были созданы высокотехнологичные образцы военной техники, что обеспечило нашей стране уверенные позиции на международной арене.
Военно-промышленная комиссия курировала деятельность девяти министерств, обеспечивавших развитие разных отраслей оборонки. Легендарная «девятка», о которой, надо сказать, до сих пор периодически вздыхают представители отечественной оборонки, включала в себя министерства оборонной, авиационной, судостроительной, электронной, электротехнической, радио- и химической промышленности, а также общего и среднего машиностроения. При этом ВПК была вправе при необходимости привлекать ресурсы всех гражданских ведомств, имевших отношение к производству военной продукции. Решения, принятые Комиссией, были обязательны к исполнению – точно так же, как и решения Совмина.
В состав Военно-промышленной комиссии входили представители руководящих органов Советского Союза, а также представители НИИ, конструкторских бюро и военно-промышленных предприятий, министерства обороны. Важно, что это были не просто, выражаясь современным языком, менеджеры. Это были инженеры, учёные, представители производственного сектора, отлично знающие специфику своих институтов и производств и готовые вносить предложения, достойные реализации.
При ВПК был также создан научно-технический совет, куда входило более сотни известных учёных вплоть до академиков и членкоров АН СССР.
Заседания Военно-промышленной комиссии проводились, как правило, еженедельно и всегда в одном и том же месте – в Овальном зале Кремля.
На протяжении всех 34 лет существования ВПК без неё не обходилось принятие ни одного важного решения, относящегося к оборонной сфере. Управление развитием советской оборонки из единого центра позволило СССР создать новые образцы вооружения и военной техники, не уступающие по качеству зарубежным аналогам. В итоге был достигнут стратегический паритет со странами НАТО и Соединёнными Штатами Америки. Развивались ядерные вооружения и система ракетно-космической обороны, развивались судостроение и авиация, в промышленное производство внедрялись самые смелые конструкторские решения.
Возрождение ВПК в современной России
После довольно длительного провала в управлении военно-промышленным производством в 1990-е годы руководство страны вновь вспомнило о комплексном подходе к руководству оборонкой. По всей видимости, решения принимались на основе изучения опыта СССР, а значит, исторические традиции было решено сохранить и продолжить. Летом 1999 года при правительстве была создана Комиссия по военно-промышленным вопросам, а в 2006 году указом президента она была преобразована в Военно-промышленную комиссию при правительстве РФ.
Несколько лет ВПК возглавлял зампред правительства РФ, министр обороны Сергей Иванов, затем – вице-премьер Дмитрий Рогозин (с 2012 по 2014 год).
10 сентября 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал указ, согласно которому Военно-промышленная комиссия перешла под его непосредственное руководство. Дмитрий Рогозин занял пост заместителя председателя ВПК и председателя коллегии ВПК. Такая реформа обеспечила повышение статуса ВПК – а значит, решение вопросов, связанных с оборонной промышленностью, стало происходить ещё более чётко.
Сегодня Военно-промышленная комиссия решает задачи создания новых образцов вооружения и военной техники, координирует выполнение государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа, курирует вопросы военно-технического сотрудничества, реализует программы импортозамещения в ОПК, следит за модернизацией предприятий ОПК и помогает им решать задачи, связанные с диверсификацией производства.
«Оборонная промышленность в последние несколько лет и правда изменилась до неузнаваемости, – считает заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Системный подход творит чудеса: предприятия, наконец, почувствовали себя частью единого целого, обрели уверенность, что государство не бросит их на произвол судьбы по мере снижения объёмов ГОЗ, как это произошло в начале 1990-х. Важно, что системное управление лидеры ВПК видят не только в сугубо менеджерских задачах, но и, например, в управлении прикладными научными исследованиями. Совсем недавно в ВПК был введён институт генеральных конструкторов и генеральных технологов, что позволяет консолидировать усилия по созданию перспективных систем вооружения.
Важно, что коллегия ВПК много сил уделяет формированию кадрового потенциала отрасли. При активном участии заместителя председателя коллегии ВПК РФ Олега Ивановича Бочкарёва ИНЭС разработал спецкурс для руководителей предприятий ОПК «Стратегическое управление» , в рамках которого повысили квалификацию несколько сотен лидеров отечественной оборонки. Олег Иванович Бочкарёв с удовольствием встречается не только с директорами предприятий, но и с перспективными молодыми специалистами – например, он лично присутствовал на финале всероссийского конкурса «Молодой аналитик» . Когда оборонщики видят, что ими не просто «рулят», а стараются выстраивать диалог, работа идёт намного продуктивнее.
Что касается опыта СССР, то он действительно бесценен и его правда можно использовать – конечно, с поправкой на современные условия. Не так давно мы проводили семинар для слушателей спецкурса «Стратегическое управление» , где выступал Георгий Дмитриевич Колмогоров, занимавший в советское время пост председателя Госкомитета СССР по стандартам. Преемственность традиций ощущалась прямо в процессе диалога: было заметно, что нынешние оборонщики и представитель советского ОПК отлично понимают друг друга. Впрочем, ничего странного: по большому счёту, задачи у них схожие.
Отсюда и пожелания сегодняшней ВПК: единства целей, чёткости и верности традициям. Лидерам российской оборонки есть на кого равняться».
Управленцы с большой буквы
Военно-промышленный комплекс (ВПК) - совокупность научно-исследовательских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку и производство военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов и т. п. преимущественно для государственных силовых структур, а также на экспорт. http://ru.wikipedia.org
ВПК играл и продолжает играть системообразующую роль в экономике как регионов Российской Федерации, так и России в целом.
В мае 1915 года (г.) на 9-ом съезде представителей была впервые сформулирована идея о создании военно-промышленных комитетов. В июле 1915 г. состоялся 1-й съезд ВПК. В августе того же года был принят нормативно-правовой акт, закреплявший за комитетами функции содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота необходимым снаряжением и довольствием путём планового распределения сырья и заказов, своевременного их исполнения и установления цен. Центральный ВПК образовал в своём составе ряд секций по отраслям, число которых всё время увеличивалось. Были созданы секции: механическая, химическая, по снабжению армии, вещевая, продовольственная, санитарная, по изобретениям, автомобильная, авиационная, перевозок, угольная, нефтяная, торфяная и лесная, мобилизационная, крупных снарядов, станков и пр. http://ru.wikipedia.org
В 20-е годы советская оборонная промышленность характеризовалась восстановлением крупной промышленности СССР. Проведя в 1923-1924 годы реформу вооруженных сил, Советское правительство также разработало и провело в жизнь реформу военной промышленности. Главная стратегическая причина необходимости создания в СССР постоянно действующей отрасли (организации) военно-промышленных производств заключалась в том, что, все без исключения предметы вооружения и снабжения армии должны быть подготовлены внутри Республики; все военные производства должны базироваться исключительно на отечественном сырье.
Докладывая в 1932 г. об итогах оборонной подготовки промышленности в 1-й пятилетке, зампредседателя Госплана СССР И.С. Уншлихт констатировал: «В СССР военная промышленность является планомерно организованной отраслью, объединяющей кадровые военные предприятия». Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале XX в. Очерки военно-экономического потенциала. http://rufort.info/library/simonov/simonov.html
На протяжении 20-50-х годов процесс развития военно-промышленных производств и комплектования заводов военно-промышленного «кадра» и «запаса» прошел несколько этапов.
Первый этап занимает период с 1921 по 1930 г. и характеризуется концентрацией военно-промышленных производств в обособленных группах «кадровых» военных заводов под общим руководством одного специального органа управления при едином наркомате промышленности - ВСНХ СССР.
Второй этап занимает период с 1930 по 1936 год и характеризуется концентрацией «кадровых» заводов 1-й группы военных изделий и рассредоточением остальных (2-й и 3-ей группы) по всем родственным им отраслям промышленности.
7 апреля - 3 мая 1930 г. военно-промышленные тресты и их Главк (ГУВП) были упразднены. Из «кадровых» заводов 1-й группы военных изделий были сформированы: Всесоюзное объединение орудийно-оружейно-пулеметных производств (Оружобъединение), Всесоюзное объединение патронно-трубочного и взрывательного производств (Патрубвзрыв). Другие заводы, способные производить военные изделия, например, судостроительные, оптико-механические, взрывчатых и отравляющих веществ перешли или остались в составе гражданских трестов и управлений.
В начале января 1932 г. ВСНХ СССР был упразднен. Все военно-промышленные предприятия «кадра» и «запаса», на равных основаниях, были переданы в ведение Наркомата Тяжелой промышленности СССР, его главков и трестов, а именно: авиационные - в Главное Управление Авиационной промышленности (ГУАП); судостроительные - в Главное Управление Судостроительной промышленности (ГУСП); военно-химические - в Военно-Химический трест (Вохимтрест), Всесоюзный трест Органических Производств (ВТОП) и Всесоюзный трест Искусственного Волокна (ВИВ); оружейные, пулеметные, бомбовые, снарядные, минные и торпедные - в Главное Военно-Мобилизационное Управление; патронные и гильзовые - в Патронно-Гильзовый трест; орудийные - в Арсенальный трест; снарядные - в Снарядный трест; автобронетанковые - в Специальный Машиностроительный трест (Спецмаштрест), оптико-механические - в Государственное объединение Оптико-Механических заводов (ГОМЗ). По состоянию на 5 апреля 1934 г. в утвержденный Политбюро ЦК ВКП(б) список «кадровых» заводов «военной промышленности» входят 68 предприятий. На них устанавливается особый порядок приема рабочей силы.
Функции координатора деятельности военных заводов в системе Наркомтяжпрома выполняло его Главное Военно-Мобилизационное Управление (ГВМУ), разделенное в 1936 г. на Главное «правление военной промышленности и Главное управление боеприпасов.
Третий этап охватывает период с 1936 по 1941 год и характеризуется концентрацией всех «кадровых» военных заводов и части заводов «запаса» - в начале в Наркомате Оборонной промышленности, а затем - в нескольких военно-промышленных народных комиссариатах, специально созданных для ускорения процесса перевооружения Армии и Флота.
Народный Комиссариат Оборонной промышленности был образован 8 декабря 1936 г. Постановлением ЦИК СССР. Из состава Наркомтяжпрома в новый наркомат вошли: 47 авиационных заводов, 15 артиллерийских заводов, 3 оружейных завода, 9 оптико-механических заводов, 10 танковых заводов, 9 патронно-гильзовых заводов, 7 трубочно-взрывательных заводов, 7 снарядных заводов, 3 завода по производству минного, торпедного и бомбового вооружения, 10 судостроительных заводов и верфей, 23 военно-химических предприятия, 16 заводов по производству электроприборов и радиоприборов, 8 предприятий точного машиностроения, 5 аккумуляторных и 3 металлургических завода.
Четвертый этап охватывает период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и характеризуется превращением большей части машиностроительного народнохозяйственного комплекса СССР в военно-промышленный, с разделением на специальные военно-промышленные отрасли под руководством соответствующих наркоматов: вооружения, боеприпасов и минно-минометного вооружения, авиационной, танковой и судостроительной промышленности. Высшим органом, руководящим деятельностью всего государственного оборонного комплекса, становится Государственный Комитет Обороны (ГКО) СССР.
Пятый этап охватывает период с 1946 по конец 1950-х годов и характеризуется модернизацией производства так называемой «общей военной техники» и появлением новых видов военной продукции, объединенных под общим названием «специальной военной техники»; это - системы реактивного и ракетного вооружения и реактивной авиационной техники, образцы ядерных боеприпасов и разнообразные радиоэлектронные системы военно-технического снаряжения и военной связи.
В 1946-1957 годы «кадровые» военные заводы сосредоточиваются в министерствах авиационной промышленности, вооружения (с 1954 г. Министерство оборонной промышленности), судостроительной промышленности и более или менее равномерно рассредоточиваются специальными «кустами» в гражданских министерствах: транспортного машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения, тяжелого машиностроения, автотракторной промышленности, - в качестве головных предприятий частично законсервированных военно-промышленных производств: боеприпасов, минно-минометного вооружения, специальной авто-транспортной и бронетанковой техники. Голованов Я. Королев. Факты и мифы. http://rufort.info
Для организации работ по созданию ракетно-ядерного оружия при Совмине СССР создается Специальный Комитет и три Главных Управления. Для организации работ по созданию радиолокационной и электронной техники при Совмине СССР создается Комитет по радиолокации. Функции координатора деятельности министерств «оборонных отраслей промышленности», Министерства Внутренних Дел СССР, Министерства Вооруженных сил СССР, Министерства Государственной безопасности СССР в вопросах составления плана заказов на вооружение и боевую технику, организации научно-исследовательских работ по оборонной тематике и т.д. выполняло до 1952 г. Бюро по военно-промышленным и военным вопросам при Совмине СССР, а затем - Комиссия Президиума Совмина СССР по военно-промышленным вопросам.
В 1956 г. в системе Минавиапрома сосредоточивается 220 «кадровых» военных заводов, в системе Миноборонпрома - 210, в системе Минсудпрома - 135 , в системе Минрадтехпрома - 216. Помимо производственных функций, данные министерства ведут интенсивную работу по созданию новых образцов вооружений и боевой техники усилиями 270-ти опытных заводов, конструкторских бюро, научно-исследовательских, специальных и проектных институтов.
В 1958 г. все НИИ, КБ, СКБ и ОКБ советского военно-промышленного комплекса вместе с опытными заводами передаются в ведение Государственных Комитетов: по авиационной технике, оборонной технике, радиоэлектронной технике и судостроению. Министерства военной промышленности расформировываются, а серийные заводы военно-промышленного «кадра» передаются в ведение советов министров союзных республик и совнархозов экономических районов.
До начала 60-х годов - происходило завершение формирования общесоюзного оборонного комплекса и его развитие, направленное прежде всего на создание ракетно-ядерного щита страны и средств доставки ядерного оружия, 60-е годы - начало 80-х - мощное саморазвитие советского ВПК и превращение его в доминанту народного хозяйства страны, вторая половина 80-х - 90-е годы - постепенная деградация военно-промышленного комплекса в связи с распадом СССР и первые попытки ВПК вписаться в новые рыночные социально-экономические условия. А. Лосик, А. Мезенцев, П. Минаев, А. Щерба. «Отечественный военно-промышленный комплекс в XX - начале XXI века»/ http://vpk-news.ru/articles/6102/ 2008 г.
К середине 1960-х годов в СССР существовало девять базовых оборонно-промышленных министерств, которые в совокупности с 10 министерствами-смежниками под руководством высших партийных органов и Военно-промышленной комиссии при Президиуме Совета министров составляли основу всей социально-экономической системы СССР.
В конце 1980-х годов предприятия оборонного комплекса производили 20-25% валового внутреннего продукта (ВВП) страны, поглощая огромную часть материальных и людских ресурсов (военные расходы занимали до 60% бюджета страны). В "оборонке" были сосредоточены лучшие научно-технические разработки и кадры: до 3/4 всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) производилось в сфере ОПК. Предприятия оборонного комплекса производили большую часть гражданской продукции: 90% телевизоров, холодильников, радиоприемников, 50% пылесосов, мотоциклов, электроплит. Около 1/3 населения страны проживало в зоне размещения предприятий ОПК. Все это, вместе с тем, приводило к чрезмерному раздуванию зоны "непроизводительных" расходов на разработку и создание вооружений, в ущерб сфере потребления.
С начала 1990-х годов ОПК вместе с российским обществом вступил в полосу экономического и политического кризиса. Резкое сокращение ассигнований привело к деградации оборонных предприятий, вымыванию квалифицированных кадров в другие сферы деятельности (бизнес, отъезд за границу и т.д.). По оценкам Министерства экономики России, в 1991-1995 гг. из оборонной промышленности ушло 2,5 млн работников. Военная продукция оборонной промышленности сократилась в 1997 г. по сравнению с 1991 почти на 90%. Быстрова И.В. Отечественный военно-промышленный комплекс в ХХ веке. / http://hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB8/bystrova.htm / 2002 г.
С 1999 г. военно-промышленная политика России изменилась в направлении роста финансирования ОПК, консолидации и повышения конкурентоспособности экспорта вооружений и военной техники. Для выработки военно-промышленной политики при правительстве РФ 22 июня 1999 г. была создана Комиссия по военно-промышленным вопросам. Произведена реорганизация системы управления: создано 5 федеральных агентств оборонной промышленности (Российское авиационно-космическое агентство, агентства по обычным вооружениям, по боеприпасам, по судостроению, по системам управления).
Сегодня идет дальнейшее формирование ВПК в соответствии с современными условиями работы. На заседании Правительства Российской Федерации 20 января 2011 рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве)» и «Об исполнительном производстве» в части совершенствования процедур, применяемых в деле о банкротстве стратегических организаций». http://www.vpk.ru/cgi-bin/uis/w4.cgi/CMS/Item/2540012
военный промышленный шельф аренда