Конверсия оборонной промышленности – регулируемый государством процесс преобразования оборонной промышленности в целях полной или частичной переориентации на выпуск продукции гражданского назначения. Происходит прекращение производства продукции военного назначения и ее замещение выпуском предметов потребления и товаров производственно-технического назначения на имеющемся или замененном производственном аппарате.
Фактически ОПК включает в себя часть отраслей машиностроительного комплекса – авиастроение, радиотехнику, определенное транспортное машиностроение, электронику, судостроение; часть топливно-энергетического – атомную промышленность; часть химии – производства различных видов топлив, взрывчатых веществ и др. В ряде регионов России оборонные предприятия производили более половины промышленной продукции. Это относится и к закрытым городам (Челябинск-16, Красноярск-9 и т.п.), к средним и крупным (Ковров, Королев, Ижевск, Новосибирск и др.) В целом в СССР на ОПК тратилось, по некоторым данным, 15-25% ВВП (для сравнения, в США – 5-6%). Гипертрофированное военное производство не оставляло ресурсов и средств для качественного развития гражданского машиностроения, производства товаров широкого потребления.
Основные цели проведения конверсии в РФ:
- обеспечение технического перевооружения промышленности на основе эффективного использования потенциала организаций оборонной промышленности;
- обеспечение социальной защиты работников конверсируемых предприятий;
- обеспечение НТП за счет приоритетного развития наукоемких производств;
- развитие экспортного потенциала оборонной промышленности;
- снижение экономической зависимости от импорта продукции;
- создание новых конкурентоспособных технологий, материалов и оборудования.
Современный тип конверсии осуществляется в соответствии с принятым законом "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации". Каждые три года должны приниматься ФЦП, в которых конкретизируются цели, задачи осуществляемых мероприятий, вносятся изменения в механизм осуществления перепрофилирования предприятий.
Прошедшие несколько этапов конверсии позволяют сделать вызывающие тревогу выводы. Технологическое переустройство ОПК прагматически настроенные специалисты называют деиндустриализацией страны. Оборонные предприятия, выпуская уникальную военную продукцию, не смогли наладить производство гражданской, оказались не в состоянии найти свое место, свою нишу на рынке.
На многих предприятиях ОПК пытались изготавливать предметы бытовой техники, но массовое производство качественной гражданской продукции с минимальным внешним контролем оказалось не менее трудным, чем выпуск сложной военной техники с применением высоких технологий, но ограниченными партиями. Обещание Правительством поддержки конверсии, к сожалению, оказалось декларацией. Если в 1989-1990 гг. союзное правительство частично финансировало перепрофилирование предприятий, то российские власти отдали это на откуп специально созданным фондам, кредитным и другим структурам, а реальные средства с каждым этапом конверсии уменьшались.
В начале 2002 г. ОПК России насчитывал 1500 предприятий, но уже через год-два количество исполнителей гособоронзаказа Правительство РФ предполагает довести до 500-600. Оставшимся заводам Правительство намерено оказывать точечную поддержку, но в основном градообразующим (сейчас их около 130). Сокращение оборонного заказа повлекло за собой потерю более 300 современных технологий. Кроме того, переход на выпуск мирных изделий в ОПК затруднен еще и тем, что стоимость одного нормо-часа военной продукции была в 5-6 раз выше, чем на производстве гражданской.
Нормативные документы, правовая база конверсии имеются почти во всех регионах. Приватизированные предприятия, осуществляющие переход к выпуску гражданской продукции, практически все раздроблены с нарушением технологии и, как уникальные производства, по всей видимости, потеряны, а некоторые просто разворованы.
В июле 2017 года вышел доклад Экспертного совета Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ под названием «Диверсификация ОПК: как побеждать на гражданских рынках». Авторами доклада являются С. Д. Розмирович, Е. В. Манченко, А. Г. Механик, А. В. Лисс. В качестве экспертов привлекались Бочкарев Олег Иванович, заместитель председателя Коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации; российские экономисты, представители научных институтов и предприятий ОПК.
В докладе отмечается, что Государственные программы вооружений на 2007–2015 гг. и 2011–2020 гг. (ГПВ–2015 и ГПВ–2020 соответственно) дали толчок к масштабной модернизации оборонно-промышленного комплекса (ОПК), которая реализовывалась через ряд федеральных целевых программ (ФЦП) и, в первую очередь, федеральную целевую программу развития ОПК на 2011–2020 гг. Однако объемы госзакупок в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) уже в ближайшей перспективе будут существенно уменьшены.
Президент РФ Владимир Путин поставил задачу довести к 2025 г. долю гражданской продукции до 30% от общего объема производства оборонно-промышленного комплекса (ОПК), а к 2030-му - до 50%.
Как отмечают эксперты, ситуация в оборонно-промышленном комплексе современной России принципиально отличается от той, что сложилась в СССР. «С одной стороны, - писал Виктор Рассадин, - превалирование военных целеполагающих установок над гражданскими приводило к ограничению номенклатуры гражданских товаров. Например, видовое разнообразие химической продукции гражданского назначения на одних и тех же заводах зависело, прежде всего, от потребностей в продукции военной химии, чем объяснялся перекос в структуре минеральных удобрений в сторону избытка азотосодержащих соединений. С другой стороны, уровень технологических и технических требований к гражданскому производству был существенно занижен по сравнению с военным» (В. Н. Рассадин, А. Санчес-Андрес. «Технологии двойного назначения в оборонной промышленности и перспективы их использования». Проблемы прогнозирования, 2001).
«В России в настоящее время практически нет избыточных военных мощностей, - отмечает Игорь Фролов, - например, самолетов фронтовой авиации, таких как Су-35 и Су-34, производится порядка двух десятков штук в год, это меньше полка, то есть совсем немного». Можно сказать, что в настоящее время ОПК практически оптимален и по составу, и по масштабу.
Конверсия, по словам Фролова, «в настоящее время должна быть не способом ликвидации военного производства, а способом его сохранения и преобразования производственно-технологического аппарата. Другое дело, как сделать так, чтобы это было эффективно, а гражданский сектор экономики тоже получил бы развитие». И это одна из основных проблем современной конверсии.
По мнению генерального директора ОАО «Межведомственный аналитический центр» Владимира Довгия, «принятые президентом решения даже трудно назвать очередной конверсией. Это скорее попытка решения с привкусом легкого оттенка конверсии в рамках государственной промышленной политики, очень серьезной задачи создания фактически будущей структуры экономики России. Текущая задача преобразования ОПК - это уже не столько задача разгрузить экономику от всего, что упало на плечи России после Советского Союза, как это было в 1990-е гг., сколько задача, состоящая в том, чтобы, исходя из текущего состояния ОПК, сделать маневр его силами, средствами, компетенциями, кадрами таким образом, чтобы максимально использовать заделы, которые у него есть. Что накоплено - не потерять, а тому, что не пригодится сейчас для производства военной техники, найти лучшие способы применения. Нужно просто обратить внимание на наращивание опыта предприятий ОПК - не столько в технологиях, не столько в оборудовании, не столько в научно-техническом заделе, а очень быстро и серьезно наращивать компетенции, работать в рыночной логике: есть открытый рынок, где нужно действовать по-рыночному».
У российского ОПК есть важнейшая особенность, отличающая его от ОПК других стран, которая состоит в том, что наш комплекс с конца 1920-х гг. строился как сугубо военный. И на многих заводах у нас выпуск оборонной продукции составляет от 70 до 90%, а по некоторым - 97–98%. И это затрудняет проведение таких экономических и технологических маневров.
На большинстве зарубежных компаний ОПК больше половины выпуска составляет гражданская продукция. Поэтому нарастить выпуск гражданских товаров, когда сокращается военный заказ, а это циклично происходит, для них гораздо проще. «При этом, - отмечает Игорь Фролов, - издержки в рамках единого комплекса могут переноситься с гражданского производства на военное и наоборот. Как правило, стараются издержки переносить на гражданскую продукцию, потому что государством постоянно ставится задача в рамках наращивания военных расходов сделать рост цен на военную продукцию ниже, чем реальная инфляция. Но это возможно в разовых контрактах, но невозможно даже в среднесрочной перспективе по всей номенклатуре продукции. Реально это приводит к периодическим скачкам повышения контрактных цен, что вызывает недовольство и Минобороны РФ и Военно-промышленной комиссии РФ».
Все это создавало и продолжает создавать серьезные затруднения при переходе предприятий российского ОПК на производство гражданской продукции.
Во-первых, при налаживании выпуска гражданской продукции предприятиями ОПК неизбежно встает вопрос о техническом переоборудовании (которое в силу узкой специализации производственных мощностей, используемых в изготовлении военной продукции, может оказаться, либо нерентабельным либо вообще невозможным).
Во-вторых, на оборонных предприятиях может не оказаться соответствующих специалистов - как в инженерно-конструкторском корпусе, так и маркетингово-управленческом, что неизбежно ставит вопрос о переквалификации рабочих и инженерно-технических работников и др.
В-третьих, для выпуска гражданской продукции необходима техническая документация, которая продается в виде патентов и лицензий, их покупка является затратными инвестициями, доступными не каждому предприятию.
В-четвертых, военный и гражданский секторы развили две различные технические и бизнес-культуры, сближение которых является отдельной проблемой.
Задача диверсификации ОПК не имеет прямолинейного решения, сводящегося к указанию каждому предприятию ОПК организовать выпуск гражданской продукции на своих мощностях и довести его до установленной доли. Как показывает практика реализации программ конверсии, такой путь приводит к низкой эффективности создаваемых производств и слабой конкурентоспособности выпускаемой гражданской продукции.
Дифференцированный подход к предприятиям ОПК
Для активизации роли ОПК в указанных направлениях необходим дифференцированный подход к работающим в этом секторе организациям. По мнению Виктора Ивантера, все предприятия ОПК в отношении к конверсии можно и нужно разделить на три условные группы.
1. Предприятия, которые принципиально не вписываются в рынки гражданской продукции (ядерный оружейный комплекс, ракетные системы, специальные боеприпасы).
2. Предприятия, которые легко диверсифицируются и уже работают на гражданских рынках. Прежде всего, это предприятия, у которых традиционно доля производимой высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения составляет более 25%, на них созданы подразделения, специализирующиеся на организации производства и продвижении такой продукции, например:
- объединенная авиастроительная корпорация, ОАК (самолеты гражданской авиации);
- объединенная двигателестроительная корпорация, ОДК (газотурбинные энергетические установки и газоперекачки, двигатели для гражданских самолетов и вертолетов);
- объединенная судостроительная корпорация, ОСК, (гражданские морские и речные суда, ледоколы, техника для освоения шельфа);
- «Вертолеты России» (гражданские вертолеты);
- «Концерн "Алмаз-Антей"» (системы управления воздушным движением, телекоммуникационное оборудование);
- «Концерн "Швабе"» (медицинское оборудование, приборы для научных исследований, энергосберегающая светотехника).
Предприятия данной группы, безусловно, способны самостоятельно нарастить выпуск высокотехнологичной гражданской продукции.
3. Предприятия, у которых традиционно доля гражданской продукции незначительна, не превышает 10% в общем объеме производства и реализации.
На этих предприятиях возможно провести диверсификацию, но с большими затратами и серьезной реорганизацией. И таких предприятий в ОПК - большинство. «По сути, правительство РФ, - объясняет Игорь Фролов, - предлагает на оборонных предприятиях развивать какие-либо гражданские производства, используя накопленные оборотные средства прошлых лет, в том числе и от экспортных контрактов, а также освобождаемые производственные мощности. А государство должно при этом софинансировать проекты. Но это путь в тупик. Это уже проходили в 1980–1990-е, и оборонщики, конечно, воспринимают такой вариант развития ситуации негативно».
Для предприятий, образующих третью группу, весьма проблематичен самостоятельный выход на рынок высокотехнологичной гражданской продукции.
Сложности, сопровождающие выход ОПК на рынок гражданской продукции
Обобщенные результаты анализа опыта (в основном отрицательного) деятельности в области производства и реализации гражданской (непрофильной) продукции той группы предприятий оборонно-промышленного комплекса, у которой доля военной продукции достигает 90% и более (то есть предприятий третьей группы), показывают следующее.
1. Испытываются сильнейшие затруднения в позиционировании и продвижении гражданской продукции, в частности из-за неизвестности производителей и отсутствия брендов.
2. Требуются существенные капиталовложения и расходы ресурсов для преодоления барьеров вхождения в рынки с новыми продуктами.
3. Ограниченность возможностей не позволяет действовать даже на региональном уровне и тем более не дает реализовать рыночный потенциал общероссийского масштаба, которым может обладать существенная часть инновационной гражданской продукции в случае ее производственного освоения.
4. Возникает необходимость постоянного улучшения технического облика и дизайна продукции, снижения себестоимости (трудоемкости и накладных расходов), налаживания эффективного сервиса в условиях динамичного вытеснения с рынков устаревающих изделий и трудностей повторного выхода на рынки.
5. Работа ведется в условиях высокой конкуренции с отечественными и зарубежными специализированными производителями аналогичной продукции. При этом предприятия ОПК не способны столь оперативно реагировать на изменения рыночных запросов и ценовой шкалы, как это делают конкуренты.
6. Производство и реализация ряда изделий является хронически убыточным из-за несоответствия существующей производственной системы уровню реального платежеспособного спроса.
7. Имеются факты непродуктивной конкуренции между предприятиями внутри интегрированных структур ОПК в попытках становиться «финалистами», осваивать и выпускать идентичную гражданскую продукцию или изделия одного продуктового ряда.
8. Структура научно-технических и производственных комплексов, задействованных на предприятиях в выпуске гражданской непрофильной продукции, развивается по остаточному принципу по отношению к гособоронзаказу, что определяет сдерживание объемов производства востребованной на рынке продукции.
9. Нехватка кадровых, финансовых, информационных и других ресурсов для безостановочного ведения перспективных непрофильных гражданских разработок крайне отрицательно сказывается на сроках готовности изделий к выходу на рынок, их функциональных и качественных показателях.
10. Отсутствует четкость в расстановке приоритетов при одновременном развитии на предприятиях спектра направлений непрофильной гражданской продукции, а также отсутствует концентрация финансовых потоков для их осуществления, в ряде случаев происходит фактическое игнорирование реальных рыночных потребностей и т. д.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что у значительной доли предприятий оборонной промышленности на фоне динамичных прогрессивных процессов в профильной деятельности и устойчивого роста выпуска продукции в непрофильном направлении набрали силу негативные тенденции, характеризующие угрозу возникновения системного кризиса.
Причины кризисных явлений обусловлены следующими обстоятельствами
Для большинства руководителей предприятий в силу сложившихся стереотипов процессы разработки, производства и реализации непрофильной гражданской инновационной продукции, требующие масштабных инвестиций, по-прежнему остаются второстепенными. Производство непрофильной гражданской продукции общепромышленного назначения организуется и осуществляется на фоне основной профильной деятельности. По сравнению с выгодными военными заказами, выполняемыми в профильной области, доходы от реализации непрофильной продукции невелики, а, следовательно, мало привлекательны, особенно с учетом того факта, что требуется значительно больший расход ресурсов на развитие этих бизнесов и позиционирование на новых рынках в условиях сильной внешней конкуренции.
Как правило, осваиваемое непрофильное гражданское изделие максимально приспосабливается под существующие на предприятии организацию и технологии производства, изменение которых считается недопустимым. Второстепенность подрывает конкурентоспособность и коммерческую эффективность создаваемого непрофильного гражданского производства. В этом заключается одна из важнейших управленческих проблем стратегического характера, предопределяющая возникновение системного кризиса.
Следствием второстепенности является соответствующее отношение к ресурсному обеспечению непрофильного направления, осуществляемому по остаточному принципу. В результате это направление значительно острее, чем другие, испытывает, например, нехватку менеджеров, недостаток квалифицированных кадров рабочих, конструкторских специальностей и пр.
Зачастую отсутствуют объективные автономные оценки эффективности непрофильных направлений деятельности (бизнесов), что приводит к непрозрачности издержек, невозможности управления ими, образованию в составе предприятий и интегрированных структур ОПК в целом дополнительных центров затрат и, в конечном счете, к неконкурентоспособной цене основной массы продукции и т. д.
Для непрофильного гражданского производства на предприятиях характерны две крайности - две полярные организационно-экономические модели. Первая модель предполагает автоматический перенос структуры затрат (включая весомые условно-постоянные издержки и накладные расходы) профильного производства на непрофильное. Результатом является неконкурентоспособная цена продукции гражданского назначения.
Вторая модель, напротив, ради поддержания конкурентоспособности изделий допускает перенос издержек непрофильных изделий на профильную оборонную продукцию.
Обе эти модели неприемлемы для притока негосударственных инвестиций в инновационную деятельность и освоение производства высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях ОПК.
Вторая организационно-экономическая модель в последние годы породила еще одну проблему, состоящую в поддержании проблемных и кризисных производств непрофильной гражданской продукции за счет успешных оборонных, а также за счет инвестиций федерального бюджета. В основе этой проблемы лежит тезис о безусловном сохранении и наращивании существующего научно-производственного потенциала предприятия без должной оценки экономической целесообразности. Считается, что решение проблемы состоит в субсидировании деятельности проблемных производств за счет перераспределения доходов от прибыльных контрактов внутри предприятия. В этой связи единственной разумной альтернативой является выдвижение в качестве стратегической линии поддержки только успешных высокотехнологичных непрофильных направлений, рост масштабов которых позволит организовывать новые рабочие места и виды производств.
Сами предприятия, в подавляющем большинстве сконцентрированные на выпуске военной продукции, как показал почти 20-летний опыт, объективно не обладают возможностями самостоятельного преодоления системного кризиса в силу его отраслевого структурного характера.
Требуется совершенствование нормативного регулирования в части трансфера технологий и коммерциализации созданных в организациях ОПК результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Причем требуется снятие лишних барьеров не только в связи с использованием технологий, созданных в ОПК для целей выпуска продукции военно-технического назначения. Много сложностей все еще возникает и для использования в ОПК технологий и изделий, разработанных и применяемых в гражданских секторах.
Вместе с тем непринятие мер по устранению перечисленных проблем (инерционный сценарий) приведет, наиболее вероятно, к следующим последствиям.
На предприятиях группы оборонно-промышленного комплекса, у которой доля военной продукции достигает 90% и более, произойдет постепенная утрата экономической целесообразности освоения производства высокотехнологичной непрофильной продукции гражданского назначения. Это притом что зарубежные крупные военно-промышленные компании, действующие зачастую в более благоприятных финансово-экономических условиях, считают для себя чрезмерно рискованной занятость каким-либо одним направлением и целенаправленно осуществляют диверсификацию бизнеса в области продукции гражданского назначения.
В силу снижения гособоронзаказа при отсутствии компенсации за счет роста производства высокотехнологичной непрофильной гражданской продукции начнется неизбежное в таких условиях замораживание технологического уровня производства и постепенное устаревание и обесценивание основных производственных фондов, в том числе созданных за последние годы при решающей доле средств ФЦП. Начнутся большие кадровые потери - как в количественном отношении, так и в отношении владения современными конструкторскими и производственными навыками. Деградационные процессы породят социальные проблемы, особенно остро переживаемые на градообразующих предприятиях.
Такой сценарий для предприятий оборонной отрасли является неприемлемым.
Выпуск гражданской продукции на предприятиях ОПК / Фото: promtorg.volgograd.ru
Вряд ли кто-то возьмётся оспаривать факт: в последние годы отечественный оборонно-промышленный комплекс достиг серьёзных успехов. И дело не только в практически стопроцентном исполнении ГОЗ по результатам 2016 года. Главное достижение в том, что ОПК становится слаженным механизмом, не только работающим чётко и добросовестно, но и устроенным логично и с учётом стратегических перспектив.
Как это всегда бывает в динамичной среде, вслед за решением одного блока задач обязательно появляется другой. К 2020 году перевооружение армии будет в целом завершено, далее нужно будет только поддерживать соответствующий уровень. Предприятиям ОПК предстоит расширять выпуск продукции гражданского и двойного назначения: к 2025 году это должна быть треть, а к 2030 - как минимум половина объёма производства. Подразумевается, что это будет высокотехнологичная продукция, о выпуске сковородок и утюгов речь, разумеется, не идёт. Расширение продуктовой линейки – не самая простая управленческая задача даже с точки зрения организации производства. Но не стоит забывать, что произведённый продукт нужно ещё и продать – предприятиям ОПК предстоит «встроиться» в отечественную экономику в той части, которая их раньше не касалась. О том, что ждёт отечественную оборонку в ближайшей и отдалённой перспективе, – в материале profiok.com.
Постановка задач
Дмитрий Медведев провёл 27 февраля в Сочи круглый стол «Диверсификация оборонно-промышленного комплекса и региональное развитие – стратегия перемен». По понятным причинам значительная часть стенограммы не подлежит публикации. Однако основные задачи, которые глава правительства ставит перед отечественной оборонкой, доступны общественности.
Задач три. Первая – стирание грани между оборонным производством и инновационным предпринимательством. Иными словами, оборонка должна не только сама создавать инновации, но и использовать технологии и решения, которые уже появились, например, в гражданском сегменте. Инновации сейчас появляются повсюду, и за этим нужно следить и своевременно их внедрять, чтобы, как выразился Д. Медведев, не остаться на обочине.
Вторая задача – проанализировать потребности экономики и понять, чем занять высвобождаемые мощности поставщиков по ГОЗ.
Третья задача – перевести ОПК на современную бизнес-модель, адаптированную к потребностям не только внутреннего, но и международного рынка. «Сфера это, конечно, особая, тем не менее продукцию нужно продать», – считает премьер-министр.
Закон «О гособоронзаказе»: работа продолжается
Объёмы государственного оборонного заказа в ближайшие годы будут постепенно снижаться, но это вовсе не означает, что ГОЗ сходит на нет. По данным Минобороны, на текущий год на реализацию мероприятий в рамках ГОЗ выделят чуть меньше полутора триллионов рублей. Больше половины этой суммы пойдёт на закупки самых современных видов вооружений и военной техники. Напомним, что к лету 2017 года появится новая госпрограмма вооружений, рассчитанная на период с 2018 по 2025 год. Иными словами, работа в рамках ГОЗ продолжится. Это значит, что необходимо продолжать совершенствовать нормативную базу, связанную с выполнением гособоронзаказа.
Значимый нормативный акт, подготовленный коллегией Военно-промышленной комиссии РФ, был опубликован буквально на днях. Это постановление правительства РФ от 17 февраля 2017 года №208 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ». Отныне государственный заказчик должен определять прогнозную цену на продукцию и использовать её для определения максимальной цены госконтракта. Если поставщик выбирается на конкурсной основе, то прогнозные цены необходимо получить как минимум от двух организаций. Если речь идёт о единственном поставщике, то цену всё равно будет определять не только заказчик: планируется участие исполнителя, отраслевого органа, а при необходимости – ФАС. В документе также содержатся меры по стимулированию предприятий к снижению издержек: фактическая прибыль отныне может превышать плановое значение, зафиксированное в госконтракте.
Предложения по корректировке закона №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» обсуждались 20 февраля в Госдуме на заседании Комиссии по развитию предприятий ОПК. Так, предприятия жалуются на необходимость для участников всей цепочки кооперации открывать спецсчета в уполномоченных банках. Когда в цепочке много звеньев, количество договоров и отчётных документов растёт лавинообразно. При этом компании, работающие на низших уровнях кооперации, вообще теряют заинтересованность к участию в ГОЗ. Поэтому наиболее значимые предлагаемые поправки касаются порядка открытия спецсчетов исполнителей ГОЗ. Также предлагается изменить порядок перечисления прибыли и денежных средств исполнителем при частичном исполнении контракта, изменить порядок компенсации собственных затрат компаний-исполнителей, пересмотреть объёмы штрафных санкций в отношении заказчика и исполнителя, поскольку сейчас ответственность предприятия никак не коррелирует с его полномочиями. Глава Комиссии по развитию предприятий ОПК, первый вице-президент Союзмаш РФ Владимир Гутенёв отметил, что предлагаемые поправки в закон №275-ФЗ будут оформлены в виде законопроекта.
Диверсификация: второе крыло для ОПК
Термин «диверсификация» в последнее время звучит применительно к ОПК так часто, что вопросов, казалось бы, быть уже не должно. Однако даже в среде, где все всё понимают, выступающие снова и снова повторяют: производство гражданской продукции – не самоцель, никаких параллелей с конверсией 1990-х проводить не надо, гражданское производство и производство продукции военного назначения нужно налаживать не вместо оборонного, а в дополнение к нему. При этом исключается деградация производства: сложнейшее оборудование, конечно же, не рассчитано на производство сковородок. Полное перепрофилирование предприятий отрасли тоже исключено: оборонные предприятия останутся оборонными предприятиями. Этот момент на совещании в Сочи вице-премьер Д. Рогозин подчеркнул особо: вопросы мобилизационной подготовки будут решаться «без размывания производственной специализации» предприятий ОПК – за счёт загрузки существующих мощностей схожей с технологической точки зрения гражданской продукцией. Д. Рогозин назвал такой подход «концепцией технологического реверса»: в случае необходимости предприятие сможет моментально вернуться к выпуску продукции для нужд обороны.
Второй аспект – необходимость достижения оборонкой, как сформулировал Д. Медведев, «разумного уровня рентабельности». Решив задачу переоснащения вооружённых сил, государство, конечно, не перестанет поддерживать оборонно-промышленный комплекс, но было бы неплохо, если бы оборонные предприятия могли зарабатывать и сами. Конечно, освоение и удержание зарубежных рынков, особенно рынков гражданской продукции, задача нетривиальная. К счастью, у нас очень большая страна – а значит, большой внутренний рынок. Если с освоением внешних рынков государство может помочь оборонке лишь ограниченным перечнем мер, то на внутреннем рынке инструментарий куда шире. Консолидированный заказ на гражданскую технику вполне может загрузить профильной работой оборонные предприятия: это могли бы быть заказы в сфере гражданского авиа- и судостроения, медицины, ТЭК и так далее.
Наконец, есть ещё один крайне важный фактор. В связи со снижением объёмов ГОЗ часто говорится о проблемах загрузки производственных мощностей, но думать надо не только о дорогих и умных станках, но и о людях! Д. Рогозин на совещании в Сочи привёл в пример ракетно-космическую отрасль, где занято четверть миллиона человек. Перед «Роскосмосом» стоит задача повышения производительности труда (мы заметно отстаём от зарубежных конкурентов), оптимизации загрузки предприятий и их модернизации. «А люди куда денутся? – озадачился Д. Рогозин. – Те, кто сейчас работает в отрасли, будут выброшены на какой-то пресловутый рынок?» По мнению вице-премьера, развёртывание производства гражданской продукции на таких предприятиях необходимо не только с экономической, но и с социальной точки зрения.
«Целью государственной политики диверсификации ОПК должно быть не перепрофилирование военной промышленности, а повышение её устойчивости за счёт диверсификации при безусловном поддержании технологий основного оборонного производства, кадрового потенциала, передового уровня НИОКР в рамках своей базовой специализации», – считает Д. Рогозин. По его мнению, разумное совмещение военного и гражданского производства позволит оборонным предприятиям и отрасли в целом «чётко опираться на два крыла».
Что зависит от государства?
По словам Д. Медведева, необходимо найти баланс между защитными мерами в отношении предприятий и необходимостью сохранения конкуренции. Премьер-министр считает, что помочь определить границы, в которых отечественного производителя надо поддерживать, а за которыми «приоткрывать рынок», должен в конечном счёте сам рынок – покупатели, эксперты и рыночные механизмы. При этом государство должно использовать механизмы поддержки – «во всяком случае до тех пор, пока наша ключевая ставка и эффективная кредитная ставка не приблизятся к оптимальному уровню» (Интересно, от чего это зависит, кто ответственный и сколько ждать? – profiok.com).
В условиях бюджетного дефицита уровень финансирования оборонной промышленности может вызывать неоднозначную реакцию у целого ряда экспертов. Что ж, своя правда у них есть: в России немало сфер, куда хорошо бы направить средства. Но позиция руководства страны формулируется недвусмысленно: даже после перевооружения армии к 2020 году государство не прекратит поддержку оборонных предприятий – в форме консолидированного госзаказа на гражданскую продукцию, в форме создания преференций для отечественных производителей или, как выразился Д. Рогозин, проведения «протекционистской политики в отношении определённой номенклатуры высокотехнологичной продукции».
На совещании в Сочи Д. Рогозин обратил внимание премьер-министра на новую роль торговых представительств РФ за рубежом. По мнению вице-премьера, торгпредства, которые сейчас находятся в ведении Минэкономразвития, следует передать Минпромторгу. Дело в том, что от этих органов сейчас требуется не столько экспертная оценка зарубежных рынков, сколько продвижение российской экспортной продукции, а это проще делать в непосредственной связке с промышленными корпорациями, подведомственными Минпромторгу. Д. Медведев на предложение отреагировал сдержанно: мол, дело не в ведомственной принадлежности, а в том, что ряд торгпредств работает нормально, «а некоторые спят». Тем не менее, по словам Д. Медведева, нужно не только готовить под себя ниши, но и «прошибать барьеры», субсидируя поставки и используя гарантийные механизмы.
Как говорилось выше, страна у нас большая, и у внутреннего рынка есть колоссальные потребности, удовлетворение многих из которых вполне по плечу предприятиям ОПК. Главное – своевременно узнать об этих потребностях, чтобы понять, чем тут может быть полезна оборонка. Д. Рогозин в очередной раз посетовал, что до недавнего времени медицинское оборудование в нашей стране не просто закупалось за рубежом, но ещё и приобреталось самостоятельно каждым регионом, то есть вообще без оптовых скидок. В этой сфере ситуация уже начала меняться: объём производства медицинских изделий вырос на 10 процентов, при этом доля отечественных изделий в суммарных закупках тоже выросла – правда, всего на полтора процента. На сегодня в России каждое пятое закупаемое медицинское изделие – отечественного производства, то есть основные потребности пока закрываются за счёт импорта.
ОПК может помочь закрыть потребности ТЭК, расширить производство цифровой оптики, создать национальный чип и национальный софт для внутреннего потребления, и для этого государство составило план консолидированных закупок, чтобы дать отрасли встать на ноги.
Правительство понимает, что высокотехнологичным предприятиям нужна кредитная поддержка. Частично этот вопрос решается за счёт госпрограмм и федеральных целевых программ, хотя, по выражению Д. Рогозина, их КПД не всегда высок.
Важно, что уже сейчас правительство формирует консолидированный заказ на гражданскую морскую технику. Недавно была создана Авиационная коллегия, которая будет заниматься аналогичными вопросами в сфере авиастроения. Есть и работает план гарантированных закупок российской гражданской микроэлектронной продукции.
Необходимо создать соответствующую правовую и нормативную базу, обеспечить интеграцию, хотя бы информационную, между гражданским и военным производством, избавиться от, говоря терминами Дмитрия Рогозина, «ведомственной и отраслевой изоляции», которая наносит вред трансферу технологий. По сути, создаётся новая большая отрасль – гибкая, готовая реагировать на изменения рынка, впитывать или создавать собственные инновации, находящейся на пике промышленной революции и постепенно размывающей барьер между военными и гражданскими научными исследованиями, военной и гражданской промышленностью.
Правил игры в этой отрасли у нас пока нет, сказал Д. Рогозин. Эти правила придётся создавать. А начинать, по мнению вице-премьера, с создания «правового, политического и волевого пространства» для развития оборонной промышленности, конечным итогом которого станет появление «глобально высококапитализированных, конкурентоспособных корпораций, нашедших и расширяющих своё место на мировом рынке».
МОСКВА, ЦЭРС
21
Журенков Денис Александрович, Трушкова Елена Александровна
Коллегией Военно-промышленной комиссии РФ принято решение о разработке Стратегии диверсификации ОПК до 2030 года. Первый проект должен быть подготовлен уже в октябре.
В стратегии должны быть отражены цели, задачи, механизмы, основные этапы и направления диверсификации оборонной промышленности.
5 месяцев на разработку
Решение было принято по итогам военно-промышленной конференции «Диверсификация производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения организациями ОПК» в г. Перми 6 марта 2018 г.
В срок до 1 октября 2018 Минпромторг России - совместно госкорпорациями Росатом, Роскосмос и Ростех - должен разработать проект Стратегии диверсификации организаций ОПК до 2030 года.
Кроме целей, задач, механизмов и направлений диверсификации в Стратегии должна быть определена роль и место органов власти, институтов развития, организаций ОПК и частного бизнеса.
На указанной конференции были приняты еще ряд решений, которые, скорей всего, будут также отражены в Стратегии-2030 на системной основе.
1. Совместно с топливно-энергетическим комплексом, банками, инфраструктурными корпорациями и телеком-операторами необходимо представить предложения в Правительство РФ предложения по возможным механизмам формирования дочерних компаний или совместных предприятий, создаваемых организациями ОПК для производства ПГН и ПДН. С привлечением в их уставный капитал финансовых средств от компаний-учредителей. По замыслу, эти же компании должны стать заказчиками и основными потребителями этой продукции.
2. Поддержана идея по проведению общероссийского конкурса «Делай в России и покупай российское». Необходимо также разработать предложения по статусу национальной премии, вручаемой победителям конкурса за успехи в решении задач диверсификации ОПК.
3. Необходимо провести анализ результативности действующих мер господдержки отечественных производителей высокотехнологичной гражданской продукции.
4. Уже до 1 июля необходимо представить предложения в Правительство РФ предложения по внесению изменений в законодательство, дающие возможность отечественным производителям высокотехнологичной продукции гражданского назначения заключать долгосрочные контракты на выполнение ОКР, серийное производство и сервисное обслуживание.
5. Совместно с компаниями ТЭК принято решение по созданию индустриальных полигонов, обеспечивающих опытную промышленную эксплуатацию соответствующей продукции ОПК.
6. Роскосмос должен представить в коллегию ВПК РФ предложения по реализации проектов «Космическая медицина» и «Космическая энергетика», а Росатом совместно с Минздравом России - по проекту «Радиационная медицина». В проекте атомщиков должно быть предусмотрено создание передвижных (мобильных) комплексов, обеспечивающих медуслуг населению в труднодоступных районах России.
7. Госкорпорации «Ростех» необходимо представить в коллегию ВПК РФ предложения по открытию региональных представительств и филиалов ООО «НПО «Конверсия». Деятельность НПО «Конверсия» призвана систематизировать процесс создания и вывода на рынок новых образцов высокотехнологичной продукции и подготовки мощностей для их выпуска. На решение этой задачи работают фактически все инструменты поддержки НИОКРов в отраслевых госпрограммах и общесистемные механизмы импортозамещения.
Инфраструктура диверсификации
Ускоренная разработка Стратегии диверсификации-2030 связана с уже сокращающимися расходами федерального бюджета. Доля расходов по разделу «Национальная оборона» составила в 2017 году 3,1%, в 2018 году запланировано 2,8%, в 2019 году - 2,7% и в 2020 году - 2,5%. Кстати, по итогам 2017 года ВВП в текущих ценах составил 92 трлн рублей.
Доля высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения (далее - ПГН и ПДН) от общего объема продукции ОПК: 17% к 2020 году, 30% к 2025 году и 50% к 2030 году установлена поручением Президента России от 5 декабря 2016 г. № Пр-2346. По предварительным оценкам, целевой показатель 2020 года уже достигнут, и составляет 17,2%.
Во исполнение перечней поручений Президента Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. № Пр-1845, от 5 декабря 2016 г. № Пр-2346 (подпункт «ж» пункта 1), о мерах по использованию потенциала ОПК для выпуска ПГН и ПДН Минпромторгом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и институтами развития формируется система инструментов финансовой поддержки проектов по диверсификации производства организаций ОПК и продвижения такой продукции на внутренние и внешние рынки. К ключевым созданным инструментам необходимо отнести:
1) на базе государственной информационной системы промышленности (далее - ГИСП) созданы интерактивные каталоги высокотехнологичной продукции, электронная торговая площадка, сервис для сбора данных по проектам организаций ОПК;
2) сформирован каталог гражданской продукции предприятий ОПК, по состоянию на 25 апреля 2018 г. в каталог внесено 6 811 позиций продукции предприятий различных отраслей. Из них: 2 609 позиций высокотехнологичной ПГН и ПДН, производимой организациями ОПК («радиоэлектронное оборудование» - 655, «медицинская техника» - 452).
3) на системной основе Минпромторгом России проводятся конгрессно-выставочные мероприятия, направленные на продвижение на внутреннем и внешних рынках ПГН и ПДН, производимой предприятиями ОПК;
4) определены ряд организаций, отвечающих за процесс диверсификации:
создана коммерческая организация, специализирующаяся на продвижении на внутренний и внешний рынки ПГН и ПДН - ООО «НПО «Конверсия» (совместное предприятие Государственной корпорации «Ростех» и Внешэкономбанка). Кроме увязки спроса и предложения, деятельность НПО «Конверсия» сфокусирована на внедрении в организациях ОПК принципов проектного управления, открытии центров компетенции и комплексной аналитической поддержке оборонных организаций;
приказом Минпромторга России от 2 февраля 2017 г. № 293 ФГУП «ЦНИИ «Центр» был определен организацией, осуществляющей функции центра компетенции по информационно-аналитическому сопровождению решения задач диверсификации и развития производства высокотехнологичной ПГН и ПДН организациями ОПК - Центр диверсификации организаций ОПК.
для создания оптимальных условий проведения диверсификации в госкорпорации «Роскосмос» в составе АО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» создан Центр диверсификации - единый координатор по созданию и продвижению на внутренний и внешний рынки непрофильной высокотехнологичной продукции гражданского назначения.
5) Минпромторгом России совместно Госкорпорацией «Ростех», АНО «Корпоративная сетевая академия», Фонд развития промышленности, Фонд поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых «Национальное интеллектуальное развитие» («Иннопрактика») организована работы по реализации образовательной программы в формате конкурса среди технологических предпринимателей ОПК. Конкурс нацелен на развитеи компетенций организаций ОПК по продвижению и увеличению спроса на высокотехнологичную гражданскую продукцию.
Полную версию статьи читайте печатном номере журнала.
В оборонно-промышленном комплексе (ОПК) РФ выросла втрое, и это настоящий рекорд среди отраслей отечественной экономики», – заявил президент России Владимир Владимирович Путин на съезде Союза машиностроителей России. Столь впечатляющий рост производительности труда можно объяснить ежегодным ростом финансирования гособоронзаказа всего с 300 миллиардов рублей в 2007 году до 1,8-1,9 триллиона в 2014-2015 гг. Однако нового роста производительности ждать уже не стоит – финансирование оборонного заказа начнет сокращаться с 2018 года.
Путин уже сейчас предлагают оборонщикам начать диверсификацию производства: «Пик загрузки ОПК в рамках гособоронзаказа произойдет в 2017 году и потом будет постепенно снижаться. Рассчитываю, что оборонные предприятия используют накопленный потенциал для конверсии, диверсификации производства. Нужно думать об этом сегодня и предпринимать необходимые для этого шаги», – заявил президент. Он уверен, что оборонка может наладить выпуск конкурентной высокотехнологичной продукции гражданского назначения. «Объем гособоронзаказа не будет вечным, таким большим, как сегодня. И уже идет небольшое снижение, хотя для нашей корпорации мы этого пока не ощутили», – сказал Сергей Чемезов, глава корпорации «Ростех».
Вопрос заключается в том, какую гражданскую продукцию может освоить наш военно-промышленный комплекс. В начале 90-х годов уже была одна неудачная попытка конверсии. Предприятия ВПК тогда осознали, что проблема перехода на гражданскую продукцию заключается вовсе не в производственных мощностях и не квалифицированном персонале, а в опыте формирования и удовлетворения рыночного спроса и необходимых инвестициях. Однако Дмитрий Рогозин уверен, что оборонка справится: «Мы запросили информацию с таможни. Убедились, какие огромные деньги тратим на закупку медицинского оборудованию за рубежом. Это непозволительно ни в экономическом плане, ни в политическом. Оборонщики и машиностроители готовы к тому, чтобы все это сделать самим. Создание института генеральных конструкторов и генеральных технологов будет мощным подспорьем для ответа на все сложные вопросы».
Первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский считает, что переход оборонки на выпуск гражданской продукции, наоборот, может стать новым стимулом для разработки оборонной продукции будущего: «Вполне вероятно, что в будущем потребность в военной технике и вооружении в развитых и развивающихся странах будет снижаться вслед за развитием общественных институтов, рыночной экономики. Появится спрос на умное, высокоточное, автономное вооружение. И если полвека назад военные разработки стали причиной появления Интернета и компьютеров, то почему бы не предположить, что сегодняшний массовый рынок гражданской потребительской электроники с появлением Big Data не изменит полностью военные разработки будущего».